moksha

Simla House, SIMLA111, 2014

 

Moksha

Once Around

Soul at Sunrise

Tal Sawari

Wolfy’s Dream

Connect the Dots

Wild Mushrooms at Telluride

Farewell

 

Рея Шпигеля можно назвать настоящим гуру таблы и ритма: он долгое время, с начала семидесятых, обучался под руководством таких мастеров Востока, как Устад Алла Ракха («региональный» стиль «Пунжаб Кхарана»), Устад Хакир Хуссейн и других. В процессе обучения и позже, уже получив «профессиональный» статус, Рей активно гастролировал как сессионный музыкант и как полноценный участник различных коллективов, деля сцену с известными индийскими исполнителями, мастерами игры на флейте, сароде, саранге и других экзотических инструментах. Шпигель позже активно передавал свой опыт новичкам, читая лекции, устраивая семинары и преподавая в высших учебных заведениях. Для реализации же своих творческих идей он собрал вокруг себя группу единомышленников, которые под названием «Ray Spiegel Ensemble» стали исполнять этно-фьюжн и сотрудничать со многими европейскими знаменитостями, начиная от «The Greatful Dead» и кончая «Beastie Boys». На новом альбоме «Moksha» собраны композиции, записанные в нулевых, во главе которых, стоит, конечно же, ритм. Талант Шпигеля выбивать завораживающий и сложный бит, не дающий не малейших шансов усидеть на месте, в полной мере раскрывается уже в заглавном треке, где царит виртуозная перкуссия, в том числе и манипуляции с голосом. «Moksha» еще во многом каноническая вещь, близкая к классическим индийским рагам, хотя и сочиненная самим Реем на пару Стивеном Джеймсом, который раскрывает безграничные возможности импровизаций на сароде, отдавая этому инструменту вторую главную роль в оркестре. Но уже по мере развития альбома Запад проникает в манящую и загадочную восточную атмосферу (но окончательно заявит о своем присутствии в «Wolfy’s Dream», где Стивен начнет вводить в звучание сарода явно роковые мотивы, отлично ложащиеся на слух в столь необычном, экзотическом обрамлении, их и оттеняющем и охотно принимающим в свое искрящееся энергией пространство), но не разрушает ее, а наоборот, гармонично дополняет. Здесь Восток не просто встречается с Западом, они словно никогда и не разлучались, веками являясь единым целым. В музыку, конечно, и проникает африканский бит и ориентальные мотивы, но гораздо важнее присутствие чисто западных элементов, родившихся в горниле блюза, джаза и рок музыки, причем последней отдается явное предпочтение. Хорошо это слышно в программном сочинении альбома, выдающемся треке «Wild Mushrooms at Telluride».где табла, сарод и перкуссия дышат одним воздухом с фанковой бас-гитарой и ритмом ударной установки, своим настроем напоминая и живые перфомансы «Weather Report», и трансовые странности «Ozric Tentacles». К последним, равно как и к упомянутым выше «The Greatful Dead» также близка финальная композиция «Farewell», дымкая, тягучая и психоделическая. Впрочем, кто-то наверняка воспримет ее как отличный саундтрек для медитации.

Альбом для энергичных слушателей, любителей танца, активного духовного поиска и быстрого просветления. Хиппи и рок-фанаты, потомки тех, кто наравне с «Beatles» и «Mahavishnu Orchestra» искал смысл жизни на модном тогда Востоке, тоже могут смело приобщаться, а также все те, кто верит, что музыка способна объединить мир и соединить в себе различные культуры, зарубцевав между ними шрамы и пропасти взаимонепонимания.

 

http://simlahouse.com