Religious Russia

Arc Music, EUCD 2277, 2010

 

Velichit Dusha (My Soul Doth Magnify the Lord)

Yedinorodny Siniye (Only Begotten Son)

Angel Vopiash (the Angel Crying)

Vo Tsartvye Tvoye (Into Your Kingdom)

Tebye Poyem (Let Us Sing to You)

Ninye Otpushchayeshy (Now Forgiving)

Oche Nash (Our Father?)

Ninye Otpuschayeshy (Now Forgiving?)

S Nami Bog (God Is with Us)

Vsbranny Voyevodiye (the Chosen Commander)

Kheruvimskaya (of the Cherumbim?)

Vecheri Tvoeya (of Your Supper?)

Raduitseya Liudiye (Rejoice, You People)

Predstatelstvo Khristian (the Christians’ Protection)

Ninye Otpushchayeshy (Now Forgiving?)

Tvoriayi Angeli (O Creator of Angels)

Mnogaya Lieta (Long Life to You)

Otche Nash (Lord’s Prayer)

Apostoli (the Apostles)

Yedin Gospodi (Oh, One Lord)

Slava Otsu (Glory to the Father)

Mnogaya Lieta (Long Life to You)

Stikheria Bogoroditsi (Hymn of Our Lady)

Poglasitsa (Polyphonic Hymn)

Gospodi, Kristu Tvoyemu (to Your Cross, Oh Lord?)

Hail, O Virgin

 

На этом диске история русской церковной музыки представлена в обратной хронологии: от двадцатого века, когда этот жанр по воле драматических событий был практически отправлен в культурную изоляцию, сквозь век девятнадцатый, подарившего настоящий рассвет и привлекшего внимание к православным духовным песням интерес гениальных композиторов, навсегда сделавших это звучание неотъемлемой частью того, что во всем мире называют «русской классикой», к далекому веку пятнадцатому, ставшего той точкой отсчета, с которой началось развитие православной песенной культуры. Конечно, духовная музыка – это отражение мировоззрения и внутреннего мира народа, зеркало, отразившее многие глобальные изменения в его Истории, следствие, а порой и причина глобальных культурных и религиозных процессов и подвижек в душах людей. Все это здесь: и раннее, вполне понятное влияние Византийской культуры с ее особенной полифонией, навеянной, в свою очередь, традициями греческой и ближневосточной культур, и постепенное создание своих канонов (видимо, связанное с появлением особой нотной записи в конце шестнадцатого века, позволившей фиксировать многие детали и особенности звучания), когда русское православие искало свой особенный путь; создание своей академической школы, связанной с такими именами композиторов, как Верезовский и Бортнянский, находившихся под влиянием итальянского барокко и привнесших изящество и мелодизм; переходный момент, когда церковная музыка, с которой люди были связаны с самых первых дней жизни, стало одним из важных воплощений государственности, а не нее обратили внимание выдающиеся «светские» композиторы, грандиозные оперы и симфонии которых не обходились теперь без участия «сакральных» песен, ставших, в сознании простых и власть имущих людей, свидетельством того особого отношения Бога к русскому народу, позволившему поднять вопрос о подлинной богоизбранности и заявить «Мы русские – с нами Бог!».  Диск «The Most Beautiful Religious Songs of Russia» стал, к тому же, превосходным способом ознакомиться и с ведущими исполнителями данной музыки. Ансамбль московской филармонии «Мадригал», известный во всем мире по работе с т.н. «ранней музыкой», Русский Камерный Хор и Мужской Хор Оптиной Пустоши создают незабываемый экскурс в Историю, отмеряемую не датами и летами, а чувствами, размышлениями, молитвами, подлинной Верой, способной придать музыке невероятную глубину, зазвучать так, что моментально рушатся любые связи с обыденностью, превращая каждую встречу с этими невероятными хоралами и голосами солистов в экстатическое переживание, приближающее человека к осознанию божественности – не только в окружающем мире, но и внутри себя. Великолепный релиз.

 

 

www.arcmusic.co.uk

Реклама