algromerkhan4

Rasa Music, B44616, 2014

 

Sha (8:23)
Ma (24:24)
Tha (27:09)

 

Новый альбом не нуждающегося в представлении Мастера Эль Громер Хана неожиданно посвящен звучанию тибетских поющих чаш, что может немного удивить тех, кто ждет он него искусной игры на ситаре в сочетании с глубоким эмбиентным наполнением, но зато наглядно демонстрирует стремление музыканта освоить новые звуковые пространства. Или, может быть, попытаться занять место, по трагическим, но необратимым причинам «освобожденное» его другом и коллегой Клаусом Визе? Что ж, прослушивание «Tibet Shakti» вызывает определенные ассоциации с творчеством почившего маэстро – правда, очень быстро выявляется разница в подходе двух исполнителей к такому непростому инструменту, как поющие чаши. Если Визе (когда отставлял синтезаторы в сторону) предпочитал извлекать звуки путем плавных и равномерных движений деревянным стиком по краю чаш, то Хан использует более традиционную для звуковых целителей эпохи нью-эйдж технику: он слегка ударяет по чаше и следит за медленно разливающимися резонансами и обертонами, отправляя за ними вслед новые звуковые волны — и так до бесконечности, для которой сложно придумать другой более подходящий саундтрек. Постепенно, продвигаясь по фонетическим отрезкам священного слова «Samatha», замечаешь, что эти волны замедляются, минималистичный темп снижается, а вслед за ними замедляется и течение мыслей, приходит покой и осознание некоего перехода – в состояние прояснения и внутренней ясности, не замаранной хаотичным напором образов, воспоминаний и размышлений. Вместо них – чистота, свет, блаженство и подлинная тишина, обнаженная этими трансцендентными звуками. Конечно, «Tibet Shakti» — это, прежде всего, музыка для практики и медитации, она требует к себе внимания и не относится к категории тех релизов, которые можно просто послушать на досуге. Но за ее нарочито прикладным характером скрывается глубокое содержание и утонченное обращение со сложным (хотя на дилетантский взгляд очень простым) инструментом, позволяющим извлечь из себя максимум только в руках тонко чувствующего профессионала. Так что для кого-то новинка от Эль Громер Хана – «еще один альбом с чашами», а для кого-то – сокровищница звуков, позволяющая заглянуть, в первую очередь, вглубь себя, открывая высоты, не сравнимые с Гималайскими горами и глубины, сравнимые только с бесконечными просторами Космоса.

 
www.khanart.de