nv5935

Navona Records, NV5936, 2013

 

Joseph Summer — He Took Me by the Wrist

Johannes Brahms — 5 Ophelia-Lieder, WoO 22

Joseph Summer — They Bore Him Barefaced on the Bier

Richard Strauss — 6 Lieder, Op. 67, TrV 238 (text by W. Shakespeare)

Joseph Summer — To My Sick Soul (Saint Valentine’s Day)

Joseph Summer — Oxford Songs, Book 1

Hector Berlioz — La mort d’Ophelie, Op. 18, No. 2

Camille Saint-Saens — La mort d’Ophelie

Robert Schumann — 6 Gesänge, Op. 107

John Cage — Ophelia

 

Офелия! О, нимфа…Шекспир создал множество превосходных персонажей в своих произведениях, способных и спустя столетия вызывать восторг, отторжение, любовь и ярость – что это, как не великая сила искусства, стоящая над такими пустяками, как вопросы о том, кем же на самом деле был Великий Бард? Но даже в этом богатом «пантеоне» героев и злодеев трагический и загадочный, балансирующий на грани безумия образ Офелии занимает особое место, заставляя век за веком произносить слова, вынесенные в заголовок этой рецензии. Офелия навечно связана с фигурой Гамлета, с водной стихией, ее ментальная болезненность и драматический финал всегда вдохновляли художников, писателей и музыкантов. О последних поговорим отдельно: в рамках «The Shakespeare Concert Series» лейбл «Navona records» собирает классические и современные работы, посвященные героям бессмертных трагедий Шекспира. Над второй частью поработал композитор Джозеф Саммер, который, вместе с пианистом Мирославом Секевой, вокалистками Кэтрин Гатри, Келли Ван Хорн, Дезри Майра и вокалистами Джоном Макджином, Джастином Викерсом и Чадом Слоаном собрал в рамках одного альбома самое значимое из того, что было посвящено Офелии в мировой классической музыке. Но стоить помнить, что это не просто ретроспектива – это фантазия по мотивам жизни, а главное, смерти, когда на работы мастеров прошлого наслаиваются стихи Шекспира, превращая эти сочинения в драматические оперные арии, спетые на разных языках и обращающиеся к различным аспектами этого сложного образа. Образа, который, как и все гениальное, не приемлет какой-либо однозначной трактовки – вот почему исполненные на этом альбоме композиции так варьируются в эмоциональном плане, от изысканного романтизма викторианской эпохи и величия Венской оперы до сакрального минимализма и бьющих через край чувств, когда примерившие на себя этот персонаж певицы порой выходят из себя, превращая свои диалоги с Гамлетом в нечто бурное и несдержанное. У слушателя есть шанс выбрать ту трактовку, которая ему наиболее по душе – кто-то примет элегии Сенс-Санса и меланхолию Брамса, кто-то склонится к более сложной вариации Кейджа, а кто-то проникнется историей Офелии под сочинения самого Саммера, который уж точно не теряется на фоне великих мастеров. Итак, перед вами – путешествие вглубь мятущейся души, нашедшей покой и бессмертие в темных водах, задолго до того, как история датского принца Гамлета добрела до своего финала.

 

http://navonarecords.com

 

Реклама