michalis

Arc Music Productions, EUCD2435, 2013

 

Chasapiko Politiko (3:37)

Aivaliotiko Zeimbekiko (3:26)

Isouna Xipoliti (3:18)

Tatavla — Chasapiko (2:55)

Tzivaeri (3:19)

Ballos (3:00)

Chasaposerviko Politiko (3:09)

Ionicos Cosmos (3:12)

Sto’pa kai sto xanaleo (4:11)

Emvatirio Smyrnis (3:25)

Aptaliko — Antikristos (3:33)

Tatavla — Chasaposerviko (3:50)

 

На новом альбоме известнейшего греческого композитора Михалиса Терзиса мы вновь услышим звучание бузуки, струнного инструмента, ставшего символом этой солнечной страны, и, в какой то мере, носителем, так сказать, «греческой идеи» в мировой культуре (куда его привел танец сиртаки), инструментом, который в полной мере может рассказать о том, что же такое этот «ионический космос», вынесенный в подзаголовок диска. Надо заметить, что достижение подобного статуса для бузуки было делом не простым – одно время, до шестидесятых годов прошлого века (когда вышел фильм «Грек Зорба») инструмент фактически находился под запретом, на нем играли только в тавернах, где собирались бандиты. Примерно в то же время история делает неожиданный поворот, и бузуки приобретает широкую популярность в Ирландии, где ее звучание отлично подходит в качестве аккомпанемента при исполнении традиционной ирландской музыки. Так или иначе, но начав свой путь к мировой славе на чужбине, инструмент быстро восстановил популярность у себя на родине, став одним из самых популярных, без звучания которого греческие песни сейчас представить практически невозможно.

Михалис Терзис и группа приглашенных музыкантов исполнили двенадцать народных мелодий, известных в разных уголках Греции, чье звучание напрямую зависит от истории того или иного региона, от соседства с другими странами. Кстати, именно «история» и «соседство» оказывали, если верить слуху, самое сильное влияние на развитие музыки – не стоит забывать о турецком, пусть и не всегда дружеском и даже миролюбивом влиянии (можно вспомнить и о том, что бузуки, по сути, происходит от турецкого саза), хорошо слышно, что и близкие Балканские страны оставили яркий след своими заводными и немного бесшабашными ритмами встряхнув размеренную атмосферу знаменитых греческих хороводов. Хочется провести аналогию с волнами тех морей, которые омывают берега Греции – они также блуждают по водной глади, выплескиваясь  то на один берег, то на другой, и, словно считывая что-то самое важное, уносят это обратно, щедро даруя греческим музыкантам, которые могут расслышать в их набегающем шуме эхо принесенных мелодий и ритмов. В этом слиянии классических и современных, ближневосточных и европейских форм музыки, дополненном звуками таких инструментов, как баглама, сантур, гитары, пианино и перкуссии (звучащих строго по канону, но иногда, по воле автора, уходящих в легкие джазовые экспромты, «пока никто не видит») слушатель почувствует главное, все то, что стало символом этой страны – жаркое солнце, теплое море, плодородная  земля и веселые люди, живущие в ритме, навсегда запечатленном в этих вроде бы неспешных и размеренных, но таких энергичных композициях, не оставляющих ни малейшего шанса усидеть на месте.

 

www.arcmusic.co.uk