bellydance

Arc Music Productions, EUCD  2278, 2010

 

Ma Baddi Illa Hiyye (3:47)

Habibi Hayati (instr.) (4:10)

Tirilalli (3:53)

Raksat Loubnan (instr.) (7:47)

Min Aboukra L’Ashiye (3:07)

Ya Moukhtara (3:30)

Raksat Ajjamal (instr.) (3:20)

Ba’Dou’l Khat Ma’Tou (4:53)

Balla Tghanni Ya Mourkos (3: 41)

Raksat al Bassara (instr.) (5:19)

Ya Hala Bi Hala (3:45)

Hibbina Ya Samra (4:06)

Mohammed Rayeh Masr (Percussion selection) (3:33)

 

Музыка известного музыканта и продюсера Эмада Сайя завораживает – и я, конечно, в какой-то мере согласен с теми любителями (в основном мужского пола), кто считает, что беллиданс подходит больше для глаз, чем для ушей, но не могу не отметить, как сильно будоражат эти темпераментные ритмы, как чистый звон монисто пробуждает в воображении изящные изгибы фигур танцовщиц, как заводные мелодии и голоса наполняют энергией и зовут за собой под полог ливанской ночи, наполненной яркими праздничными огнями – одним словом, как позитивна и зажигательна эта музыка, пусть даже ее не сопровождает яркий и эмоциональный танец. Эмад является одним из законодателей ливанского беллиданса, который давно уже обрел свои отличительные черты, с удовольствием перенимаемые исполнительницами из разных стран, но по-прежнему продолжает совершенствоваться, как раз благодаря таким людям, как Сайя, активно объединяющим в своем творчестве нерушимые каноны и новомодные веяния. Не являясь закоренелым догматиком, он соединяет звучание классических восточных инструментов, таких, как дульцимер, сантур, тамбура и многочисленной перкуссии с партиями более «молодых» инструментов: аккордеона, скрипок, саксофона, гобоя и синтезаторов, что, вкупе с его явным талантом сочинять яркие тексты и мелодии, превращает его музыку не только в сопровождение танца, но и в мощные эстрадные хиты.

Альбом «Bellydance from Lebanon-Habibi Hayati» содержит авторские работы Эмада и его вариации традиционных мелодий. Музыка подходит для танцовщиц самого раннего уровня владения танцем – от начального до профессионального. Для последних будут интересны традиционные мелодии, богатые на многократные смены ритма, и каждый раз его сложный рисунок подчеркивает особенную атмосферу, в некоторые моменты заставляющую вспомнить (и помечтать, почему бы и нет) о жарких ночах гарема, погрузиться в волшебство ориентальной сказки или же стать зрителем/участником площадного праздника, состязания танцовщиц. Также альбом содержит «чистую» перкуссионную секцию «Mohammed Rayeh Masr». Вещи Сайя звучат осовременено, в них очень многое перекочевало от популярной музыки, в том числе и текстовая подача, и некоторые элементы аранжировки. Отмечу, что здесь традиционная перкуссия играет важную, но не главную роль, она не выходит на передний план и ее рисунок изящен, но не особенно сложен, да и наибольший вклад в ее текстуру привносят упомянутые выше монисто. Вместо этого настоящее удовольствие доставляют диалоги сантура и скрипки, аккордеона и синтезаторов (обеспечивающих легкий оркестровый бэкграунд), когда одна брошенная музыкальная фраза тут же подхватывается, повторяется и видоизменяется.  Происходит это порой и с вокальными партиями, в которых воспеваются очи восточных чаровниц, их непростой характер, который навсегда, однако, приковывает к его обладательнице мужчину, и прочая любовная тематика, в основном довольно ироничная. Эмаду удалось создать несколько настоящих хитов с большой буквы – прежде всего, это «Tirilalli» и «Ba’Dou’l Khat Ma’Tou», сразу и безоговорочно запоминающиеся песни, готовые заполнить эфир популярных восточных радиостанций на долгие солнечные  месяцы и годы.

Яркий и очень жизнерадостный альбом, позволяющий найти в море ритмов и восточных мелодий подлинные эмоции и чувства. Тянет танцевать? Не откажите себе в удовольствии.

 

www.arcmusic.co.uk