Schulze 7

MIG ‎– MIG 00162 3CD, 2010

 

 CD1:

Re: People I Know

1. Eddie (8:59)

2. Stomu (4:05)          

3. Hartmut And Manuel (8:37)

4. Michael S. (6:22)    

5. Arthur (5:38)          

6. Marian (6:40)         

Avec Arthur

7. Another Dark Sound (4:14)

8. All Alone (4:37)      

9. Swifter Than Lightbeams (13:30)    

10. Empty’s The Power (9:08)

11. Yet Another Sound Part (6:03)     

 CD2:     

Crazy Nietzsche

1. Der Freie Geist (3:50)         

2. Die Geburt Der Tragödie (8:08)      

3. Wir Antipoden (14:37)       

4. Asketische Ideale (6:50)     

5. Klage Der Ariane (2:19)     

6. Ecce Homo  (7:30)  

 The Future

7. Things To Come (7:39)       

8. This Island Earth (8:01)       

9. Alphaville (11:57)   

10. Just Imagine (0:41)

 11. Interview 1979 (2:30)      

 CD3:

 My Virtual Principle

1. Purpose (5:55)        

2. Shape (5:15)           

3. Cleaning Event (2:05)         

4. Flux Post (6:47)      

5. Catch Wave (9:09) 

6. Endless Box (10:41)           

7. Merzbau (16:07)     

8. Tachistic Architecture (6:50)           

9. Die Erde Ist Rund (11:56)

 

       На очереди седьмой выпуск антологии «La Vie Electronique», отражающий сложное и интересное время в концертных и студийных работах Клауса Шульце. Самый конец семидесятых, и с одной стороны здесь – завершение эпохи детей цветов и «закручивание гаек», вылившееся для самого музыканта в малоприятные инциденты с властями, а с другой – открытие фантастических перспектив создания новых миров, когда в массы уходят плоды воображения писателей-фантастов, а зрители во всем мире узнают, что в одной далекой галактике давным давно бушевали звездные войны. Так что музыка Клауса начинает звучать более драматично и задумчиво, но в ней появляются футуристические мотивы, открывающие взгляд автора, весьма, надо заметить, позитивный, на перспективы отдаленного будущего.

      Первый диск содержит концертные записи 1979 года. «Re: People I Know» — типовые по меркам Шульце электронные виньетки, лаконичные посвящения друзьям и коллегам. Стандартные секвенции, набирающие от трека к треку обороты монотонные ритмы, поверх которых следуют характерные импровизации, способные привлечь внимание постепенно раскрывающейся динамикой, но и только. Так звучат многие концертные записи тех лет, и я не вижу смысла как-то выделять эти работы из общего числа. «Avec Arthur» — очередное появление Артура Брауна и его своеобразного голоса, наличие которого я обычно не приветствую, но в данном случае все намного лучше, чем обычно. Психоделические вокализы Брауна, его спонтанные монологи, отмеченные постоянной сменой настроения, хорошо вписались в нервно подрагивающую музыку Клауса, в его напряженные ритмы и глубокие провалы космического мрака.

       Второй диск открывает сюита «Crazy Nietzsche», состоящая из шести последовательно переходящих одна в другую частей. Да, название напрямую отсылает к альбому «X», и да, звучание тоже соответствует. Здесь в полной мере ощущается философская задумчивость, виртуозные ритмы Харальда Гросскопфа, которыми так запомнился «оригинал», остались, пожалуй, только «Asketische Ideale». В остальном данная студийная работа звучит на стыке эмбиента (кажется, что Клаус подбирает новые электронные звуки, раздумывая, какие и них оставить в своем багаже, а какие нет, отчего композиции звучат подчас не характерно, не скрывая своей «экспериментальной природы») и хоральных прелюдий. Если коротко — космос и хор, драма классической музыки и поиски сакрального смысла. Вторую «половину» диска занимает размышление о будущем, мастерская работа, где звуковой эскапизм альбома «Dune» соседствует с видениями грядущего, в которых антиутопические настроения уживаются с восторженными прогнозами. Масштабное произведение. Кажется, легли бы карты судьбы иначе, и в вышедшем через несколько лет «Бегущем по лезвию бритвы» звучала бы эта музыка, а не творения Вангелиса. Хотя…надо послушать «Tachistic Architecture», финальную часть «My Virtual Principle», чтобы с удивлением расслышать в ней интонации греческого композитора. Знакомы ли они были друг с другом, и кто на кого повлиял на этом коротком отрезке времени? Вопрос открыт, но, каждый раз переслушивая этот трек, я задаю себе его, вспоминая и «BladeRunner», и упомянутое выше «Будущее» Щульце. Но вернемся к «My Virtual Principle» — это сочинение 1978 года, изначально создававшееся в качестве саундтрека, звучаит очень оригинально. Наверное, за счет неожиданных совмещений, лучше всего доказывающих, кто Шульце не стоит порой так «зависать» в одной из фаз своего творчества, выжимая из нее все подчистую. Ведь здесь соединились ритмы и перкуссия, которые сам музыкант записал на кассету еще в 1970-м, импровизации на электрооргане, датированные 1972-м, виолончель Вольфганга Типолда и фирменная электроника, ставшая к этому моменту уже окончательно «космической» — в итоге мы имеем отличный, «цепляющий» материал, гениальный в своей непохожести на остальные треки того периода. К которым можно смело отнести концертный «Die Erde Ist Rund», хорошую, динамичную вещь, идеально подходящую для живого выступления перед толпой, жаждущей все-таки драйва. Но абсолютно стандартную.

      Одна из интереснейших (за исключением большей части первого диска) частей антологии. Продолжение следует…

 

www.mig-music.de