Blue Chip Orchestra _ White River - Red Spirit

Skan-The Sky (3:55)

Tate-The Wind (5:28)

Inyan-The Rock (5:46)

Hanwi-The Moon (6:40)

Okaga And Whope (4:09)

Ite (4:54)

Maka-The Earth (3:28)

Ate Heye Io! (The Eagle Has Brought The Message To The Tribe) (6:32)

Ashes Cold And White (7:36)

Buffalo Trail (6:09)

 

В 1994 году вышел сингл «Ly-O-Lay Ale Loya» немецкой группы «Sacred Spirit» (у руля там стоял известный продюсер Клаус Зандел, на его счету такие успешные проекты, как «B-Tribe», «Moroccan Spirit» и «The Indians»), который стал коммерческим прорывом и определил новый тренд в мире набирающего еще обороты жанра «mystic pop» — индейцы.  Поднятый этим синглом интерес к культуре коренных американцев, к их традициям и современному образу жизни в резервациях был большим, хотя и не очень продолжительным. Как обычно, по тематическим сборниках рассеялись и сошли на нет творения авторов, погнавшихся за модой и быстрой прибылью, оставив нам, простым слушателям, память о действительно интересных и качественных композициях, затрагивающих эту тему. К 1997 году немецкий квартет «Blue Chip Orchestra» был преобразован в дуэт Харольда Цушрадера и Хуберта Богнермайра, которые и опробовали свои силы в аранжировке индейских напевов и ритуальных ритмов – и сделали они этот так качественно, что до сих пор отношение  к диску «White River — Red Spirit» (в США выходил под названием «Red Sky Beat») можно выразить избитой, но очень точной фразой про то, что время и мода над настоящими ценностями не властно.

Одно из важнейших достоинств альбома – сильный эффект присутствия, возникающий при прослушивании, т.н. «кинематографический» эффект, когда музыка оживляет перед глазами яркие, полностью достоверные (причем делает это не только с помощью звуков природы, коих здесь, однако, предостаточно) картины. Даже у тех, кто с индейцами знаком по приключенческим романам и голливудским/итальянским вестернам. В отличие от первых и, особенно, от последних «стандартов», происходящее в этом звуковом потоке сакральных ритмов и слов, помноженных на цифровую мощь студийного оборудования,  быстро и окончательно убеждает в своей полной достоверности. Сгущаются тучи над склонами древних каньонов, костры освещают стены пещер, исписанных посланиями предков, темные фигуры в ритуальных костюмах образуют вокруг жаркого пламени бесконечные хороводы, в общем порыве выбрасывая в серое, грозовое небо боевые кличи, заклинания шаманов и вгоняющие в транс напевы. Ветер разносит голоса и напряженный ритм бубнов и барабанов по прерии, ветер подхватывает звуки флейт и уносит их в небо, где им вторят крики орлов. Ритуальные ударные усилены громогласными пульсациями электронных барабанов,  голоса стариков и детей попадают в пелену атмосферного эмбиента и вполне «форматных» мелодий, которые хорошо ложатся на слух, «протаскивая» в сознание слушателя и магию древних слов, и треск и шорох самодельной перкуссии, и гул земли, сотрясаемой  экстатическими плясками. Придти в себя можно только под утро, когда между пальцев останется лишь седой пепел костра, а молитвы и заклинания замрут эхом в лабиринтах каньона.

Один из лучших альбомов по теме и классика жанра world music, легко уверяет нас в том, что костры горят и бег силы продолжается, пока живы носители этой культуры, гордый дух которых вызывает искреннее уважение.

 

Послушать и купить

Реклама