klaus 5

MIG – MIG 00142 3CD, 2010

 

Пятый выпуск антологии творчества Клауса Шульце «La Vie Electronique» подводит нас к очень интересному этапу в истории электронной музыки – к окончательному формированию «берлинской» школы, к развитию популярности все еще странных для слушателя тех лет звуков и гармоний. 1976-1977 годы стали знаковым временем для электроники: «Tangerine Dream» перешли «Рубикон», вернувшись с «Альфа Центавры», Жан-Мишель Жарр качал «Кислород» в промышленных масштабах, синтезаторы проложили дорожку в мир рок-музыки стараниями «Pink Floyd». Золотое, одним слово, время для экспериментов Шульце, который на фоне вышеперечисленных даже тогда казался более прогрессивным и сложным.

Одна из фотографий буклета запечатлела список французского топ-30, где альбом Клауса «Moondawn» (ставший эталоном для звучания многих концертных выступлений) занимает десятую строчку в окружении таких культовых рок-групп и их релизов, что одно перечисление займет кучу времени и места. А ведь годом раньше с подачи немца очень успешно отшумел Ветер Времени, «Timewind», отзвуки которого также слышны на  композициях этого сборника. Который, кстати, составлен из концертных выступлений в Германии, Франции и Бельгии, из ТВ и радио эфиров. Отсюда некоторые проблемы с качеством записи. Писалось порой все через микрофон, иногда использовалась чудовищная на нынешним меркам техника записи двух моно-дорожек с последующим наложением их друг на друга с эффектом задержки.  Тем не менее, слушать эти композиции поклоннику электронной музыки нужно обязательно. Здесь, помимо общих «канонов», хорошо видна «полярность», определявшая в ту пору развитие жанра. С одной стороны, корни тянуться из прогрессивной и психоделической музыки, и, запуская монотонные пульсирующие секвенции (это вместо ритма привычной барабанной установки, к чему не все меломаны тогда были готовы) и экспрессивно импровизируя на минимуге и других синтезаторах, звуки которых обрушиваются порой хаотичной вереницей совершенно «нездешних» сигналов, Клаус превращается в неистового хиппи-шамана, буквально «срывающего башню» слушателю, который тихо сидит на своем месте и боится шевельнуться. С другой стороны, идет исследование тишины,  заполнение ее тихими звуками и вибрациями – наверняка эти дребезжащие и подрагивающие, меланхоличные и порой пугающе безжизненные пустоты вызывали (да и сейчас вызывают) ассоциации с космическим пространством, чему способствовали различные эффекты, до этого создававшие антураж в фантастическом кино. Впрочем, Клаус никогда не был «космонавтом», как его коллеги из «Tangerine Dream» — он отсылает к глубинам подсознания, имена далеких планет уступают место именам Фрейда и других философов и писателей, на творчество которых музыкант равняется в большей степени. Скоро начнется период увлечения классикой, попыткой представить ее в новом свете, но пока, в этом периоде, Щульце уверенно чувствует себя на территории, куда до него никто не заходил. Он создает новый звуковой мир – абстрактный мир грез, живущий по совершенно новым канонам, сконструированный в ярком творческом порыве. Сейчас это слушается с интересом – думаю, что тогда, на концертах (или перед радиоприемниками) люди сидели просто загипнотизированные, может быть, даже шокированные, потрясенные странными действиями этого молодого человека, опутанного проводами.

 

http://mig-music.de