Sketis music, SKMR-095, 2012

 

Les yeux noirs / Очи черные

Ouvrir son cœur / Душу хочется открыть

Nathalie / Натали

Chant d’émigrant / Песнь эмигранта

Soirées de Moscou / Подмосковные вечера

Ma Russie / Спасибо, Россия

Happy Elvis / Веселый Элвис

Hasboulat blues / Хасбулат блюз

Tu as cherché ta moitié / Искала свою половиночку

Vagabond / Бродяга

Quelque part là-bas / Где-нибудь..

Dialogue du Bien et du Mal / О Добре и Зле

Kaverza / Каверза

Le temps des fleurs / Дорогой длинною

 

Как бы мы не относились к стереотипам, существующим в отношении нашей страны и ее культуры в мире, мы их породили сами, запуская по воле трагической и непредсказуемой Истории одну за одной волны эмиграции, оседавшие то в США, то в манящей русского человека испокон веков Франции. И там уже смытые с привычного места люди-песчинки, талантливые личности, не нашедшие места в новом времени (так было и после революции, и в лихие девяностые), рвали на груди красные рубаки, гуляли по кабакам, пили водку, пели странные, берущие за душу песни, шокировавшие и привлекавшие парижан своей разухабистой горечью и фатализмом. Истоки столь нелюбимого на волне нового патриотизма архетипа «Водка, черная икра, гитара семиструнная, очи черные, водка, шапка-ушанка, тройка мчится, мы все умрем» таяться где-то там, в дорогих французских ресторанах прошлого века.

Режиссер из Франции Кристиан Дюран отправился в путешествие по Транссибирской магистрали как раз для того, чтобы понять эту загадочную русскую душу. Удалось ему это или нет – надо смотреть фильм «Le Transsiberien, Moscou — Vladivostok 9 298 km», мы же пока имеем возможность услышать первую часть саундтрека, созданного живущей в Париже Вероникой Булычевой, русской певицей с Урала, сердца России, вместе с екатеринбургской группой «Изумруд». Судя по этому альбому, архетип остался неизменен – а, может быть, мы и сами не хотим его менять. Булычева, конечно, артист уникальный, хорошо вписавшийся в мировые тенденции «world music», она обладательница голоса и стати, позволяющих видеть в ней носительницу исконно русской души, отправленной послом доброй воли в далекие страны. При этом, извлекая из вороха русской культуры всегда актуальные романсы вроде «Очи черные» и «Дорогой длинною», она, может быть, с не совсем понятной иностранцу иронией, выдает всю ту же кабацкую цыганщину, ворох ярких юбок и бьющих наотмашь строк. Чтобы ирония была более заметна, музыканты вставляют в привычную текстуру новые аккорды и жанровые фрагменты, создавая своего рода «world fusion» («Бродяга»), но русская душа, словно этих экспериментов совсем не замечая, рвется к цыганам, в Марьину Рощу, игнорируя тот факт, что за окном, на секундочку, Париж. Песни, сочиненные самой Вероникой, близки к современной фолк-роковой музыке, это своего рода романсы-размышления, по-женски хитрое сплетение мыслей и образов, помноженное на отлично выбранный аккомпанемент. Ее песни близки к французскому (не русскому!) шансону, в них она ищет правду, открывает чувства и рассказывает о судьбе – эмигранта, женщины, артиста, перемежая все это приятным рокотом французской речи и элегантной утонченностью.

Единомышленники и коллеги Вероники, музыканты группы «Изумруд», никаких мостов дружбы между культурными традициями, на мой взгляд, не стараются проложить, они уже точно выбрали свой путь, ориентированный на западного слушателя, желающего получить русскую экзотику в привычном для себя виде. Инструменталы «Изумруда» — это традиционный «балалайка-рок» с хитрым прищуром в духе балканских деятелей беззаботно-запойной музыки. Весело, ярко и экспрессивно – но будет немного обидно, если зарубежные слушатели примут это за самый выразительный пример русской культуры. После прослушивания диска лично я запомнил не эти композиции и не нежный французский шансон, я поставил на повтор залихватскую и плюющую на все, даже на смерть, «Дорогой длинную» и просидел у окна весь вечер в приступе странной меланхолии. Что поделаешь, загадочная русская душа.

 

http://sketismusic.ru