Sketis Music, SKMR-087, 2011

 

La Komida La Manyana (6.05)

Puerta Serrada (3.56)

Galeas (7.05)

En Este Mundo (9.05)

Morenika (8.55)

Me Estas Mirando (5.28)

Una Tarde De Enverano (5.21)

Si La..(0.07)

Si La Mar Era De Leche (La Serena) (6.30)

Mi Suegra (4.58)

Ay Kalelumbror (6.09)

 

Песни сефардов (евреев, живших на Иберийском полуострове и изгнанных оттуда в конце XV века) еще кажутся для «среднестатистического» уха чем-то необычным и непривычным, однако способны зацепить своей пронзительной тоской и зажигательным весельем. Спетые на языке «ладино», смеси иврита, испанского и местных диалектов романсы в свое время пришлись по вкусу пианисту и органисту Григорию Сандомирскому, который и основал «Лампу Ladino» в середине уже прошлого десятилетия. Строго говоря, никто из участников коллектива сефардом не является, большую часть материала музыканты, по их словам, получали из «вторых рук», слушая популярные версии традиционной музыки, на ладино никто из них не говорит, только вокалистка Светлана Свирина знает испанский. И, совсем строго говоря, эти сефардские песни для участников коллектива являются «лишь» основой, таким вот джазовым стандартом, вокруг которого они выстраивают энергичные импровизации в стиле «фьюжн», от которых по спине бегут мурашки, а душа, в полном согласии с народными заветами, «сначала разворачивается, а потом сворачивается».

Совмещать несовместимое – это про них, людей, чье творчество порой ближе к экспериментам Джона Зорна, нежели к народной музыке. В начале «Komida La Manyana» музыканты вроде как даже хотят смутить слушателя – горловым пением, сдавленным вокалом, нервными клавишными, барабанной дробью, «заумными» гитарными запилами да еще и чуть ли не «гроулингом». Однако, прорвавшись через этот разминочный диссонанс, композиция обретает свой ритм, выпускает наружу знойный темперамент, вокальные партии подхватывают флейты, скрипки, ударные и все это звучит самым очаровательным образом, сменяясь манящей нежностью босса-новы, пылом фламенко и знойными ритмами танго в «Puerta Serrada», уходящими в продолжительные фриджазовые импровизации «Galeas», пропитанные восточными пряностями. «En Este Mundo», тоскливый романс, пронесенный на дабовых ритмах по деревенским улочкам, где лают собаки и блеют козы, открывает экспериментальную часть альбома. Музыка здесь балансирует на грани авангардных джазовых экспромтов с неудержимыми, бьющими по нервам клавишами и жестким зажиманием струн (игра в полутона в подкупающей своей искренней лирикой «Una Tarde De Enverano») и традиционного клезмера («Me Estas Mirando»). Затем «En Este Mundo» берет тайм-аут в виде почти что богемного smoth jazz`a все с той же толикой знойной босса-новы («Si La Mar Era De Leche»), чтобы потом взорваться безудержной «Mi Suegra» с ее задорной эстетикой праздника и беспредельной радости, которые так свойственны порой еврейской музыке. За долгую и довольно трагическую историю ее создатели научились ловить каждый миг счастья, не иначе.

Дебют «Лампы Ladino» (дебют условный, говорят, есть еще самый первый, но недописанный диск) удался. Здесь есть что послушать и суровым критикам, и ценителям джаза, и любителям народной музыки, и желающим просто потанцевать под зажигательные ритмы. Первым придутся по душе эксперименты и отсылки к классикам авангарда,  вторым будут интересны виртуозные вариации на тему привычных стандартов, третьи откроют для себя новый, еще малоизведанный мир сефардской музыки, а четвертые просто хорошо проведут время. Местами, конечно, присутствует излишняя сложность, загоняющая музыкантов в совсем еще неизведанные территории музыкальной эклектики, но и она умному слушателю с открытой душой  не повредит.

 

http://sketismusic.ru

http://www.lampaladino.ru