Fonix Musik, FMF CD 1211, 2003

 

The Temple Invisible (6:01)

Work (3:58)

Friends (5:18)

Raiment and Food for Your Soul (4:00)

The Pain of Too Much Tenderness (6:16)

Pain I (3:28)

The Secret of Death (4:13)

Your Children  (4:26)

Joy and Sorrow (5:11)

Look into Space (1:00)

Petals (4:56)

Marriage (3:51)

Pain II  (4:00)

Good and Evil (6:13)

Farewell People of Orphalese (4:50)

 

В  1923 году живущий в США ливанский поэт, философ и теолог Джебран Халиль выпустил сборник стихов «Прокок», ставший вершиной его творчества. Переведенная более чем на сто языков книга впечатлила своей утонченной поэзией многих – гораздо позднее, уже ближе к концу века, основные трагические события которого Халиль не застал, умерев в 1931 году, один из экземпляров сборника попал в руки датчанке Майбритте Ульриккехольм, детская фантазия которой покорилась магии поэта. Спустя годы Майбритте выросла, стала достаточно известной у себя на родине исполнительницей, и записала альбом «Songs from the Prophet», посвященный Джебрану и основанный на его поэзии.

В подобных случаях перед исполнителем стоит сложная задача – как совместить ритм музыки и стихов, в какой форме подать произведение, чтобы звучание инструментов и аранжировки не заглушали ритмику строк? Майбритте нашла свой путь. Конечно, было бы логично, чтобы стихи ливанского поэта легли на восточные гармонии с их гипнотической вязью перкуссии и сложными арабесками мелодий. Здесь эти элементы присутствуют, но в целом в пространстве альбома царит «минималистическая нирвана». Лучший и самодостаточный элемент альбома – тишина, в которой обитает чудный голос датчанки, неторопливо пропевающей или наговаривающей тексты на фоне хрупких мелодий, некоторые из которых словно порождены оркестром детских заводных игрушек («Friends»), а другие собраны из гитарных аккордов и перкуссии, в роли которой могут выступать как закольцованные электронные биты, так и простое пощелкивание пальцами («Pain I»). Все словно какое-то поверхностное и упрощенное, даже перестук таблы воспринимается так, будто исполнительница просто колотит ладонями по крышке стола – но эта подача ритмов и мелодий, способная вызвать нарекания в любом другом случае, здесь воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Присутствуют на альбоме и «артефакты» увлечения европейскими музыкантами экспериментальной электроникой с ее хитрыми битами и аутичными эффектами, что-то можно списать на знакомство исполнительницы с творчеством Бьорк. Но чаще музыка Майбритте забредает в неведомые дали, в туманные миры, где звуки и сигналы тонут в плотных облаках неподвижного эмбиента, подобно черной дыре затягивающего все звуки и оставляющего слушателю лишь фантомные отголоски эха («The Pain of Too Much Tenderness») да гудение аналоговых синтезаторов («Good and Evil») с их космической пустотой.

Странно, оригинально и интересно. Проникновенность голоса компенсирует некую отстраненность музыки, а прославленные тексты, двигаясь по течению вместе со звуками из ниоткуда в никуда, обрастают новыми смыслами и идеями. Медитативный альбом, дремотная атмосфера которого идеальна для вечера в компании с томиком стихов.

 

http://www.majbritteulrikkeholm.dk